Съемные шины применяются для профилактики развития пародонтоза или иной патологии.
Такие конструкции могут устанавливаться как при наличии цельного зубного ряда, так и при отсутствии некоторых зубов.
При заболевании пародонта съемное шинирование одновременно решает две задачи: возмещает потерянный зуб и является средством профилактики заболеваний пародонта.
Конструкция съемной шины представляет собой соединение во едино системы многозвеньевых опорно-удерживающих кламмеров и окклюзионных накладок.
К достоинствам таких конструкций относится:
они создают хорошие условия для гигиены полости рта и проведения всех видов лечения;
отсутствует необходимость шлифовки или иной обработки зубов ;
Основной недостаток съемных шин тот, что уменьшение подвижности зубов происходит не во всех направлениях.
Конструкция шин подбирается индивидуально и требует нескольких посещений врача.
Процедура изготовления съемной шины довольно сложна и имеет следующую последовательность:
проводится диагностика и обследование пародонта;
подготавливается поверхность зубов и изготавливаются слепки для будущей модели;
планируются конструкции шины;
изготавливается модель восковой репродукции шины;
производится литейная форма;
проверяется точность каркаса на гипсовой модели;
проверяется шина в полости рта;
полируются шины.
В результате изготовления и установки шины-протеза восстанавливается анатомия и функциональность зубного ряда, успешно проводится реабилитация пародонта.
В качестве съемных шин могут быть использованы следующие конструкции:
Шина Эльбрехта. Применяется при начальных стадиях заболевания пародонта, при наличии минимальной подвижности зубов. Каркас шины эластичный, но достаточно прочный. Обеспечивает защиту от подвижности зубов во всех направлениях, кроме вертикального ( при жевательной нагрузке).
Шина Эльбрехта с т-образными кламмерами в области передних зубов. Такая конструкция даёт дополнительную фиксацию зубной дуги. Применяется при минимальной подвижности зубов и отсутствии выраженного воспаления пародонта. Шина А.Л.Грозовского.
Съемная шина, изготовленная по принципу бесконечного кламмера. Состоит из стальной литой части, охватывающей оральную поверхность зубов с припаянной к ней тонкой проволокой. Проволока при этом охватывает вестибулярную поверхность на уровне экватора. На боковые зубы делаются окклюзионные накладки и крючки, перекидывающиеся через режущий край передних зубов.
Съемная шина с литой каппой. Это модификация шины Эльбрехта, позволяющая снизить подвижность резцов и клыков в вертикальном (жевательном) направлении. Защита обеспечивается наличием специальных колпачков в области передних зубов, которые и снижают жевательную нагрузку на них.
Круговая шина. Она может быть обычной или с когтевидными отростками. Используется при невыраженной подвижности зубов, т.к. значительное отклонение зубов от своей оси приводит к сложностям при попытке надевания или снятия протеза. При значительном отклонении зубов от своей оси рекомендуется применение разборных конструкций.
Широкое применение имплантатов в современной стоматологии стало возможным благодаря профессору Ингвару Бранемарку из Швеции, который в 1965 году открыл остеоинтеграцию – процесс заживления и сращивания костной ткани с титановым имплантатом. Биоинертность титана практически свела на нет его отторжение организмом.
Первыми "стоматологами" были этруски. Они вырезали искусственные зубы из зубов различных млекопитающих уже в 7 веке до н.э., а также умели изготавливать мостовидные протезы, достаточно прочные для жевания.